Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Архимандрит Макарий (Глухарев) (30.10/12.11.1792-18/31.05.1847)

Архим. Макарий (Глухарев) — основатель Алтайской Духовной Миссии.

Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года. С 20 февраля 1821 года — ректор Костромской Духовной Семинарии. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В начале 1825 года по собственному прошению уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, в конце того же года переселился в Глинскую пустынь.

5 июля 1829 года выехал в Москву, где принял благословение на миссионерские труды от митрополита Московского Филарета (Дроздова). 7 сентября 1830 года считается днем основания Миссии. За тринадцать с половиной лет миссионерского служения на Алтае отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению был уволен из Миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии.

Скончался 18 мая 1847 года в Болховском монастыре. Был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря. На месте его погребения были устроены два придела - Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.

* * *


Макарий (Михаил) Глухарев родился 30 октября 1792 г. в семье священника г. Вязьмы Смоленской губернии. Окончил Смоленскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию, ректором которой был в то время архим. Филарет (Дроздов), будущий митрополит. Его отношения с владыкой стали отношениями настоящего духовного отцовства и сыновства. Всю дальнейшую жизнь свт. Филарет помогал словом и делом архим. Макарию, искренне любя и духовно направляя его. Архим. Макарий отвечал владыке любовью и доверием. По воспоминанию его преемника в деле Алтайской миссии С. Ландышева, «с поступления в академию он отдал свою волю преосвященному Филарету, тогдашнему ректору академии, и ничего не делал и не начинал без его совета и благословения».

По окончании академии Михаил служил инспектором и преподавателем Екатеринославской духовной семинарии. 24 июля 1818 г. принял монашество. Затем был назначен ректором Костромской семинарии. В начале 1825 года по собственному прошению уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, затем перешел в Китаевскую пустынь, где начал переводить отцов церкви. В конце 1825 года переселился в Глинскую пустынь.

Время начала миссионерских трудов прп. Макария на Алтае — 30-40-е годы XIX века. В конце первой четверти XIX века православная миссия России находилась в плачевном состоянии. В связи с массовыми отпадениями крещеных инородцев в прежнее язычество, в 1828 году Св. Синод постановил учредить миссию в Тобольской епархии, частью которой был Алтай, куда и отправился архим. Макарий. Первое крещение совершилось 7 сентября 1830 года, и эта дата положила начало Алтайской миссии.

С самого начала своей деятельности архим. Макарий придавал малое значение «статистическим данным» о количестве крещеных. Он руководствовался определенными миссионерскими принципами и методами: изучал племенные и жизненные особенности различных племен Алтая, их религиозные воззрения, вступая в личное общение с теми инородцами, которые были настроены миролюбиво. Рассказывая о христианстве, говорил подробнее только если видел интерес. У каждого, выразившего желание креститься, он выяснял, почему человек принял такое решение, а также наводил справки — какой жизнью он живет. Архим. Макарий требовал от желавшего креститься послушания себе и восприемнику, и, только удостоверившись в искренности желания креститься, приступал к оглашению. Оглашение продолжалось от нескольких дней до нескольких недель. За это время архим. Макарий разъяснял сущность христианского учения, рассказывая о Боге, сотворении мира, грехопадении, о пришествии Сына Божия для спасения людей от грехов, о Его страданиях, Смерти и Воскресении, о Вознесении на небо и о будущей жизни людей по их смерти, учил его молиться и знакомил с основами православного богослужения и веры. Он крестил только тогда, когда видел плоды своих бесед о христианской вере. Само крещение архим. Макарий считал лишь началом пути христианской жизни.

Для просветительской деятельности архим. Макарий изучил местные наречия инородцев. К концу своего пребывания на Алтае он перевел почти все Евангелие, некоторые части Деяний и Апостольских посланий, необходимых для богослужения, катехизис митр. Филарета, огласительные поучения, символ веры, заповеди с толкованиями и главные молитвы, часть Псалтири, слова на исповеди и вопросы при крещении. Постепенно архим. Макарий стал вводить свои переводы в богослужение.

Одной из основных трудностей в деле алтайской миссии была для архим. Макария непонятность церковнославянского языка, поэтому он все больше убеждался в необходимости переводов Священного писания. Он перевел несколько книг Ветхого завета и в 1837 году послал в Комиссию духовных училищ при Св. Синоде перевод книги Иова, а в следующем году книги Исайи, с просьбой напечатать их для «обращения неверующих к Иисусу Христу». Одновременно он послал свои переводы на имя императора Николая I с приложением записки «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в российской державе», в которой представил проект полной реорганизации всего миссионерского дела в Русской Церкви. Этот проект очень отличался от традиционных способов и задач миссионерской работы, поэтому она не встретила должного понимания. Император остался недоволен обращением к нему лично с «радикальными проектами» и выразил Св. Синоду свое неудовольствие, что предрешило дальнейшую судьбу этой записки.

Предубеждение против  любых переводов с церковнославянского было очень сильным и поступок прп. Макария был воспринят церковной администрацией как дерзкий. 11 апреля 1841 года последовало определение Св. Синода «по делу архим. Макария»: «Неосновательная ревность его основывается на погрешительном мнении, будто церковь российская не имеет всего Священного писания на природном наречии российского народа, тогда как она имеет оное на природном славяно-русском языке, который употребляется и в церковном богослужении, и на котором и простолюдины Св. писание читают и разумеют, а некоторые даже охотнее читают, нежели в переводе на ново-русское наречие»... За это «прегрешение» Св. Синод постановил наложить на архим. Макария «сорокадневную епитимью», которая заключалась в том, что он должен был каждый день служить литургию в продолжение шести недель. Это «наказание» архим. Макарий принял за милость Божию и был очень доволен епитимьей. Много позже переводы архим. Макария были напечатаны в московском журнале «Православное Обозрение» за 1860-1867 годы.

В 1843 году архим. Макарий был уволен от должности начальника Алтайской миссии и назначен настоятелем Троицкого Оптина монастыря в г. Болхове Орловской епархии. В Болхове архим. Макарий был удивлен и возмущен религиозным состоянием жителей, о чем в одном из писем написал митр. Филарету. В ответ владыка признал, что «неизлишне быть миссионером и среди православных».

Будучи миссионером по призванию, архим. Макарий начал заниматься внутренней миссией — стал собирать местных жителей для бесед на религиозно-нравственные темы, проповедовал за каждым богослужением, учил молитвам как на церковнославянском языке, так и в русском переводе. Вечерами, несмотря на сильную слабость зрения, он сидел над своими переводами книг Св. Писания Ветхого Завета. В переводе Св. Писания на русский язык архим. Макарий видел «миссионерское дело», дело «внутренней миссии» среди православных. О важности этих переводов он писал митр. Филарету, который ему сочувствовал, но помочь не мог, т.к. был вынужден быть осторожным при тогда веющем «все осушающем ветре» эпохи, как выразился в одном письме его ученик Филарет Гумилевский. Не будь этого, память о митр. Филарете и его деятельности была бы значительней и полезнее для Русской Церкви.

В 1847 году архим. Макарий тяжело заболел, болезнь быстро приняла острую форму и перешла в тиф. 18 мая 1847 года он скончался, произнеся перед кончиной слова: «Свет Христов просвещает всех». Прп. Макарий был проповедником любви, воплощая в своем служении евангельский дух любви и милосердия. По слову свт. Филарета (Дроздова), «он был искренний слуга Христа Бога».

В 2000 году Архиерейским собором он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

* * *


Труды архим. Макария (Глухарева):