Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944)

Протоиерей Сергий Булгаков - русский религиозный философ, православный богослов.

Принимал активное участие в работе Религиозно-философского общества Вл. Соловьева. В 1909 г. участвовал в «Вехах» как религиозный философ, принявший истину Православия. С 1910 г. подружился с Флоренским и с кругом М.А. Новоселова.

Активно участвовал в работе Поместного Собора 1917-18 гг. в качестве члена Высшего Церковного Совета.

11 июня 1918 года он стал священником. В 1922 году его арестовало ГПУ как «пользующегося авторитетом среди духовенства и верующих». Вскоре он был освобожден и выслан из России.

В эмиграции - профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге (1923-1925). С 1925 г. он декан и профессор догматики Богословского института на Сергиевом подворье в Париже, где и трудился до смерти в 1944 г.

Участвовал в работе РСХД, а также в ряде экуменических инициатив. Был главой братства Святой Софии. Среди его духовных детей были мать Мария (Скобцова), с. Иоанна (Рейтлингер), с. Елена (Казимирчак-Полонская) и др. монахини в миру. Митр. Евлогий (Георгиевский) сказал в надгробном слове: «Дух Святой преобразил в душе твоей Савла в Павла. Ты был истинным христианским мудрецом, учителем жизни, поучавшим не словом только, но и всем житием своим, в котором — дерзаю сказать — ты был апостолом».

* * *


Русский религиозный философ, православный богослов, выслан из России в 1922, в эмиграции – профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге (1923-1925), профессор и ректор Православного Богословского института в Париже(1925-1944). Автор около 800 работ.

Глава братства Святой Софии.

Родился в Ливнах Орловской губернии 16 (28) июня 1871. Окончил юридический факультет Московского университета, в 1890-х годах увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвует в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских журналах 'Новый путь' и 'Вопросы жизни', издательстве 'Путь'. Религиозно-метафизическая позиция Булгакова нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: Философия хозяйства (1912) и Свет Невечерний (1917). В 1918 он стал священником, в 1922 был выслан из России. С 1925 и до конца своих дней руководил Православным богословским институтом в Париже.

В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Увидев в учении Вл.С.Соловьева о Софии 'наиболее оригинальный' элемент метафизики всеединства, но 'незаконченный и недоговоренный', Булгаков развивал софийную тему уже начиная с Философии хозяйства и вплоть до своих последних богословских творений: Утешитель (1936) и Невеста Агнца (1945).

Фундаменталистские круги обвиняли его в трактовке божественной Софии как'идеальной основы мира', Души мира, Вечной Женственности, нетварного 'вечного образа' и даже 'четвертой ипостаси', хотя, напр., именование ее «четвертой ипостасью» о. Сергий категорически отвергал. В метафизическом плане софиология Булгакова - это онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства и восходящая своими корнями к платонизму, в которой предпринята попытка радикального - в границах христианской парадигмы - обоснования онтологической реальности тварного мира, космоса, как обладающего собственным смыслом, способностью к творческому развитию, 'живым единством бытия'. В Свете Невечернем утверждается, что 'онтологическая основа мира заключается в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы'. Мир в софиологии Булгакова не тождествен Богу - это именно тварный мир, 'вызванный к бытию из ничто'. Но при всей своей 'вторичности' космос обладает 'собственной божественностью, которая есть тварная София'. Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа ('энтелехия мира').

Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную, 'предвечную Софию' и мир как 'становящуюся Софию'. Идея Софии (в ее многообразных выражениях) играет у Булгакова ключевую роль в обосновании единства (всеединства) бытия, единства, не признающего в конечном счете никакой изоляции, никаких абсолютных границ между божественным и тварным миром, между началом духовным и природным (мыслитель видел в собственной мировоззренческой позиции своего рода 'религиозный материализм', развивал идею 'духовной телесности' и др.). Софиология Булгакова в существенной мере определяет характер его антропологии: природа в человеке становится 'зрячей' и в то же время человек познает именно 'как око Мировой Души', человеческая личность 'придана' софийности 'как ее субъект или ипостась'.

Смысл истории также 'софиен': историческое творчество человека оказывается 'сопричастным' вечности, будучи выражением универсальной 'логики' развития живого, одушевленного (софийного) космоса. 'София правит историей.., - утверждал Булгаков в Философии хозяйства. - Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет'. В антропологии и историософии русского мыслителя, как, впрочем, и во всем его творчестве, граница между метафизическими и богословскими воззрениями оказывается достаточно условной.

Умер Булгаков в Париже 13 июля 1944.


Материалы о. Сергия иоб о. Сергии:


Некоторые труды о. Сергия Булгакова в интернете: