Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Протопресвитер Виталий Боровой (18.01.1916 - 07.04.2008)

Профессор-протопресвитер Виталий Боровой - доктор богословия, историк церкви, проповедник, консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, деятельный член Попечительского совета Свято-Филаретовского института.

Был рукоположен в 1944 году во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля. Участвовал в возрождении Минской духовной семинарии, позднее стал профессором церковной истории на кафедре Василия  Васильевича  Болотова в Ленинградской духовной академии.

С 5 июня 1959 года о. Виталий являлся сотрудником ОВЦС МП. 28 августа 1960 года о. Виталий Боровой вошел в состав учрежденной Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 Комиссия Свящ. Синода по вопросам христианского единства, в настоящее время синодальная Богословская комиссия).

Он был активным участником подготовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х годов. По приглашению генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне-июле 1959 г. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) о. Виталий был представителем РПЦ при ВСЦ, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ. В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях II Ватиканского Собора (1962-1965). 

В 1973-1978 гг. о. Виталий в сане протопресвитера являлся настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 1984 г. – почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на ул. Неждановой (ныне Брюсов пер.).

О. Виталий скончался на 93-м году жизни в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2008 г.

* * *


Отец Виталий родился в бедной крестьянской белорусской семье. После революции эта часть Белоруссии отошла к Польше. Отец Виталий окончил Виленскую семинарию, и богословский факультет Варшавского университета.

Во время II мировой войны он был секретарем Минской епархии и при его участии в условиях немецкой оккупации было открыто около тысячи храмов (до войны коммунисты закрыли в Белоруссии все храмы!).

После войны он был рукоположен в священника, был настоятелем собора в Гомеле, затем участвовал в возрождении Минской духовной семинарии, позднее стал профессором церковной истории на кафедре Василия  Васильевича  Болотова в Ленинградской духовной академии.

Отец Виталий мечтал посвятить свою жизнь церковной науке и продолжить дело Болотова, но по воле Синода с конца 50-х должен был перейти на работу в Отдел внешних церковных сношений. Много лет он был представителем во Всемирном совете церквей. О. Виталий также был представителем РПЦ на II Ватиканском соборе.

В 70-е о.Виталий - любимый многими прихожанами настоятель патриаршего Елоховского собора, в 80-90-е -- почетный настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве.

О. Виталий был и остается несравненным в нашей церкви знатоком богословия, выдающимся проповедником, замечательным преподавателем, которому обязаны многие ученые и иерархи нашей церкви.

До самых последних месяцев своей жизни о. Виталий старался вносить свой вклад в духовное образование.


Проповеди и выступления о. Виталия, а также материалы о нём с сайта Свято-Филаретовского института:


Из интервью со свящ. Георгием Кочетковым о протопр. Виталии Боровом (нач. 2000-х гг.)

Вопрос: Чему мы, люди, пришедшие в Церковь в перестроечное и послеперестроечное время, могли бы научиться у о. Виталия?

В первую очередь – внутренней открытости перед людьми, целостности, способности  иметь внутренний стержень и держать его, а не жить по принципу «чего изволите»? И при этом – быть смиренным и законопослушным: послушным иерархии, послушным тому положению, которое есть. Внутренне о. Виталий всегда очень правильно оценивает ситуацию и пытается её улучшить. Он из тех людей, которые не стараются сразу отсечь и выбросить то, что кажется негодным. Ему совершенно чужд сектантский дух и вообще всякое мракобесие, но одновременно чужды хитрость и лукавство.

О. Виталий очень высоко ценит профессионализм. Меня, например, именно он заставил довести до конца учёбу в духовной академии, восстановиться на четвёртом курсе через несколько лет после изгнания.  Он считал, что я должен закончить диссертацию и обязательно защищать её. Не будь о. Виталия, я бы не стал тратить столько сил на, как мне тогда казалось, «получение корочек». Теперь же я вижу, что это действительно было важно и помогает сейчас многим людям, не знающим нас, судить о нашей работе и степени компетентности.

О. Виталий удивительно работоспособен, он никогда ничего не считал, ни на что не претендовал, при этом действительно работал и днём и ночью.

Вопрос: Что, как Вам кажется, является центром его жизни? 

Служение Богу и Церкви. От чего он больше всего страдает? От того, что теряются уникальные возможности. Он как историк и богослов прекрасно понимает, что должно быть в церкви, и когда жизнь всё больше и больше от этого отклоняется – а он не может этого не видеть, будучи церковным практиком – это причиняет ему настоящее страдание. Помните,  у апостола Павла – ношу язвы Господа Иисуса на теле моем за Тело Христово, которое есть Церковь. Поэтому он и стал величайшем из апостолов – потому что страдал он ещё и за Церковь, хотя – если можно так сказать – и от церкви тоже, то есть от лжебратий. Это приложимо к о. Виталию также.

О. Виталий – один из немногих, кто может компетентно судить. Что есть и что должно быть в церкви и можно только сожалеть, что часто его не понимали и плохо слушали.  Он много раз подавал всякие официальные записки в официальные церковные органы о том, что надо немедленно делать, чтобы вернуться к чистоте и полноте церковной жизни. Но его, насколько я знаю, и сейчас мало понимают и мало слушают. К нему не привыкли относиться всерьёз (что тоже, кстати говоря, было для него спасительным).

Вопрос: Что Вы можете сказать о роли о.Виталия в современной церковной жизни и в православии XX века? 

Ну, трудно отвечать в целом на такой вопрос, потому что, слава Богу, о. Виталий жив и здравствует. И я надеюсь, он долго ещё будет нас радовать своими проповедями, своим богословием, своим духом – жизнерадостным, крепким, неунылым, лишённым  каких-либо предрассудков, суеверий и страхов. Собственно говоря, всеми этими чертами и определяется его роль. Он прежде всего настоящий церковный деятель, умеющий смотреть вперёд, и в то же время трезво оценивать современную обстановку.

Но он же и человек мудрый, смотрящий вглубь, в т.ч. в историю, и поэтому высоко ценящий, скажем, религиозно-философское возрождение XX века и духовные плоды новомучеников российских; понимающий, что значат нестроения в церкви, знающий все язвы церковной жизни, умеющий с юмором, без озлобления и раздражения об этом говорить.