Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Принципы и методы миссионерской деятельности

 

Катехизация (греч. Kateheo) – оглашать, сообщать публике нечто; у греческих поэтов публичная декламация стихов. В последствии учить. В апостольский период: устные наставления.

Катехизация в узком смысле – подготовление к таинству Святого Крещения; в широком смысле вообще исповедание веры, публикации основ вероучения.

С этимологией этого слова связано наименование новообращенных , готовящихся к таинству Крещения. В ранней Церкви их называли katehoumenos (оглашенный).

В древней Церкви с I века до времен императора Юстиниана развивается сеть богословских школ, которые подготавливают новообращенных ко крещению и после принятия ими таинства продолжают наставлять в основах христианского вероучения. Учителей в таких школах называли «катехуменами». Особенно сильные школы были в Александрии, Антиохи и Сирии. Эти школы создали собственные богословские концепции, и хотя в истории мы видим ряд конфликтов между этими богословскими направлениями, по сути своей они друг другу не противоречили, а лишь дополняли друг друга, раскрывая в богословии разные аспекты. Книги отдельных школ дошли, частично, до нашего времени . В них мы видим систематическое изложение основ вероучения, которые представляют собой некие расширенные «Символы веры» древних Церквей.

Научение основам веры в первые века было столь актуальным, что учитель второго века Тертуллиан говорит: « Да станут христианами, когда научаться». Этой фразой он высказывает свое отрицательное отношение к крещению младенцев, которое в то время, хотя и не часто, имело место.

Авторитет богословских училищ был повсеместен; даже еретики имели свои катехизаторские школы (нам известна Арианская).

Катехизаторская практика рождается из устной традиции. Изначально Благовестие передавалось «из уст в уста». Изреченные Господом Иисусом Христом слова запоминались наизусть и слагались в небольшие тексты стихотворной формы, состоящие из отдельных высказываний, которые, хотя и произносились в разное время и в разном месте, но имели общую смысловую нить. Эти высказывания Христа именовались «логии».   Примером таких логий служат «заповеди блаженства». 

Об обязательном научении новообращенных мы находим косвенное подтверждение в Евангелии от Луки. В первой главе он пишет: «Достопочтенному Феофилу, что повествование о жизни Иисуса и о его учении он передает ему в письменном виде для того, чтобы он « узнал твердые основания того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1;1). В данном тексте слово «наставлен» по-гречески передается как «peri on katehie».

Сама традиция устного научения идет от самого Иисуса Христа, Который излагает свое учение, не прибегая к письменным формам, ибо на Востоке считалось, что знание можно получить только «у ног учителя». Христа так и называют – Равуни (евр. Rabbi), что значит – Учитель Торры – устного наставления в широком смысле (см. Притч. 4; 1-4).

В Новом Завете устная традиция,передаваемая апостолами называетсся Дидаскалия (греч. Didaskalos). Основой апостольского учения является личность Иисуса Христа. Стоит заметить, что все беседы Христа имеют личностный характер (беседа с Никадимом, саморянкой, Марфой и Марией …). Кроме того, все его учение сконцентрировано на Его Божественной Личности, это видно из таких Его выражений, как: « Я есть путь, истина и жизнь», «Я есть от начала Сущий», « верующий в Меня не погибнет» и др.

Все изустные поучения Христа делятся на две большие категории:

Заповеди (имеют общий и обязательный характер).

Советы (имеют характер частный).

 Прекрасной иллюстрацией такого разделения учения мы находим в беседе с богатым юношей (Мф. 19; 16-30), где Иисус говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди…», и когда узнает от юноши, что тот исполнил заповеди, дает ему совет частного характера: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое, и раздай нищим…».

В заключении нужно отметить, что в своем развитии катехизаторская практика имела несколько этапов:

- Катехизация в апостольский период имела харизматический характер, научение было спонтанно. Выделяется два основных фактора, необходимых для крещения новообращенного: покаяние и вера во Христа.

- Катехизация в послеапостольский период до императора Юстиниана облекается в конкретные вероучительные формулы, которые в этот период уже существуют в письменном виде: Крещальные символы веры, Катехизисы, богословские трактаты по определенным темам. В этот же период мы видим возникновение катехизаторских училищ и развитие самостоятельных богословских направлений.

С четвертого века, когда прекращаются гонения на Церковь и крещение младенцев становится повсеместной нормой, катехизаторская практика оскудевает, а в последствии исчезает совсем.

В настоящее время необходимо возродить институт катехумината, опираясь на опыт ранней Церкви. Сейчас Церковь оказалось в таком положении. Что большинство ее членов крещено, но не просвещено. Именно для них, принявших таинство Святого Крещения в младенчестве, но не знающих основ православного вероучения и не воспитанных в традициях христианской    духовности, нужно восстановить катехизаторские церкви.

 

Следующий аспект церковного просвещения - Евангелизация – имел начало в средневековой Европе.

Этимология данного термина корениться с новозаветной традиции. Евангелие (греч. Evaggelion) значит благая весть или плата за радостную весть, в понимании Нового Завета – это весть о Воскресении Христовом и о Царствии Божьем, «пришедшим в силе».

Начало движения, названного евангелизация связано с протестантизма, а конкретно, с личностью Мартена Лютера, который в основание религиозной реформы ставит два постулата: « только вера» ( лат.solo fide) и «только Писание» ( лат. Solo Skriptura).Термин « евангелизация» прочно закрепляется в Западном богословии, проникая во все отрасли догматического вероучения.

Цель евангелизации – проникновение евангельского учения в жизнь каждого христианина и повсеместное воплощение идеалов, начертанных в Священном Писании Нового Завета.

Православное понимание евангелизации радикально отличается от того понимания, которое имеется в протестантизме, потому что протестанство отвергло Священное Предание, которое является ключом к пониманию Священного Писания. Как точно выразил эту мысль Илларий Пиктавийский: « Писание не в словах, а в понимании». Поэтому, в соответствии с православной традицией евангелизацию следует понимать не просто как распространение текста Нового Завета, и не только как насаждение менталитета, испещренного библейскими цитатами, сообразными определенной доктрине, а передача живого духовного опыта Церкви Христовой. Это опыт воплощения Царствия Божьего, пришедшего в силе и опыт Воскресения Христово, дарованного в Евхаристии. В Евхаристии мы видим воплощение евангельского свидетельства.