Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Принципы и методы миссионерской деятельности

 

Евхаристический аспект миссии

Православная экклезиология по сути своей евхаристична. Это опыт восприятия «Неба на земле». И в этом контексте становится понятным та эсхатологическая реальность, которой жило подлинное христианство с первого века. Постоянное напряженное ожидание Паруси – явления Христа, как реализующийся eshaton, конечная цель всех чаяний, спасение дарованное в Спасителе.

В Литургийной жизни Церковь являет собой Таинство Царства Небесного воплотившегося на земле. Причащаясь на Евхаристии воскресших Тела и Крови мы уже здесь во времени становимся причастны вечного участия со Христом в его Радости. Именно поэтому Церковь именуется Телом Христовым.

В православной экклезиологии уже нет схоластического разделения на Церковь видимую (in statu viae) и Церковь невидимую (in statu patriae) в сакраментальном опыте Евхаристии мы можем созерцать Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, явленную во всей Полноте. В день Пятидесятницы начался последний решающий рывок к завершению истории, и Церковь получила знамя Посланничества (Apostolos). 

Апостольство, к которому призваны все члены Тела Христова, предполагает ответ человека на призыв Духа Христова, Который также дается в Евхаристии. Через Причастие мы соделываемся храмами Духа Святого. В Литургии мы с благодарностью принимаем спасительный дар, который сам побуждает нас к дарению по слову Христа: «даром получили даром давайте». Таинство Благодарения (Euharistia) получило название «Общее служение»(Leitourgia) потому что миссия есть дело всей Церкви, а не частное дело миссионеров специализирующихся в этой области.

После Причащения в конце Литургии поются песнопения «видихом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную…» и священник возглашает «с миром изыдем». Мы выходим в мир «для того, чтобы свидетельствовать о свете», чтобы в Духе проповедовать веру истинную. Мы становимся свидетелями Царства «пришедшего в силе».

Протопресвитер Александр Шмеман говорит о двоякой ответственности за тот Божий дар, который получает Церковь в Евхаристии. Во-первых, перед Богом. Дабы мы не расплескали в перипетиях мира сего дар благодати и умножили его. Во-вторых, перед всем миром и каждым ближним. Ведь Литургия совершается в знак примирения человечества с Богом и есть свидетельство этого примирения свершившегося во Христе. В этом контексте Литургия, как очевидное свидетельство, есть миссионерское служение миру.

Достаточно вспомнить, что в свое время на Русь Православие пришло посредством богослужения, которое привело в восторг послов святого князя Владимира. Князь Владимир, обремененный рассказами проповедников разных религий, отправляет делегацию, дабы они посмотрели, что на самом деле представляет каждая из них. Не одна религия не поразила их так, как Православие, и они с восхищением говорили князю Владимиру: «Когда стояли мы в храме, мы забыли, где мы находились, ибо негде более на земле. Нет места такого: воистину там Бог живет среди людей; и никогда не забыть нам виденной там красоты. Никто из вкусивших сладости не захочет более вкушать горечи; ни более можем оставаться в язычестве». Как мы видим, литургическое свидетельство Православной Церкви в истории возникновения христианства на Руси сыграло важную и, можно сказать, решающую роль.  

Миссия Церкви состоит в том, чтобы нести Радостную весть Спасения в плачевную юдоль мира сего погибающего в удушливом комфорте собственного гроба. Только мы, ставши евхаристическими причастниками Вечной Жизни, можем принести в него Благую весть Воскресения. Эта весть обновления является фатальной для мира сего, потому, что настало новое время, эра Божьего мира. Мир сей, обветшал и близок к разрушению, он уже не живет, а агонизирует. «Я пришел не судить мир, но спасти мир, - говорит Христос, -слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан.12:47-48). И это Слово уже в мире оно раздирает мир изнутри. Оно подводит итоги и зачитывает приговор, который мир сам себе подписал. И уже нет спасения для того, кто отверг своего Спасителя, кто распял в себе свою единственную надежду. Мы приняли эстафету миссии на финишной прямой. Нам выпала честь стяжать лавры и венчаться победным венцом.

В Евхаристии мы получаем нетварный свет благодати, изначальных энергий Бога питающих все жизнью вечной. Становимся посредниками для тех, кто еще незнает исинного Посредника между Богом и человеком, кто еще не слышал о Христе. Через миссионера Бог влагает Благую весть спасения в человеческое сердце. А Евангелие само выводит человека, способного слышать Слово Божье, из осужденного мира и вводит в райскую обитель. Этот переход из рабства в землю обетованную, на древнем языке Библии называется Пасха.

Миссия Церкви состоит в том, чтобы указать человеку его вечное предназначение. Ни история человечества, ни жизнь одного человека не бессмысленны в Божьем замысле. Евхаристия раскрывает в человеке этот замысел Божий о нем. И если человек обретает себя, миссия достигла цели.

Церковь дарует человеку новую жизнь. В этой новой жизни человек найдет смысл и оправдание своего бытия. Он по-новому посмотрит на мир, и в творении обретет любовь своего Творца. Человек уже не будет одинок в этом космосе.

Литургия в Православной Церкви занимала и занимает доминирующее положение. Однако все явственней мы видим то, что святые отцы именовали Apostasia-отпадение, или скорее отвержение Христа. Причастность Христу, Его спасительной Пасхе, стяжание с Ним одной участи, которым буквально дышало раннее христианство посредством Евхаристии, в настоящее время почти утеряна. Церковь и ее служение в Евхаристии остались и останутся, неизменны, но переменилось восприятие Евхаристии и понимание ее глубинной сути, ее смысла и назначения. Этот кризис, как некая патология, всегда в той или иной мере присутствовал в жизни христиан, поскольку жизнь эта не была до конца совершенной. Церковь, храня апостольское Придание, лечила эту язву, со временем она приобрела хронический характер, а в настоящее время она все более и более прогрессирует.

Мир сей, как будто накапливает злость, стягивает силы, проповедует всеобщее объединение, стремится к унификации и глобализации. Этот союз людей в отрыве от Бога пытается противопоставить себя единению народа Божьего, которое совершается посредством Крови Христовой в Евхаристии. Церковь сильна этой Кровью, сильна всемогуществом Бога, мир зла это знает и болезненно ощущает мощь Церкви Христовой. Источник силы Церкви на престоле Божьем, где совершается Евхаристия. В Евхаристии миссия проповедует «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мар.9:1).

Евхаристия является источником миссионерского служения Церкви. Цель миссии собрать людей в Церковь, собрать народ Божий вокруг престола на котором в Святых Дарах присутствует Сам Господь. Миссия осуществляет идею Соборности. Об этой соборности реализующейся в Евхаристии, пишет первохристианской общине апостол Павел, укоряя их, и напоминая, что собрание их теряет смысл, если они собираются не ради Евхаристического общения. «Когда вы собираетесь в церковь…, - говорит апостол, - вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (1Кор. 11; 18-20). В данном выражении слово церковь обозначает не храм, так как в апостольском веке еще не было храмов. Само слово   «церковь» (в греч. ekklisia) означает «собрание». В миссионерском аспекте это собирание урожая на ниве Христовой, формирование единого организма Церкви.

 Научение вере неотделимо от Евхаристии. Святой Ириней Лионский говорит: « Учение наше согласно с Евхаристией, а Евхаристия подтверждает учение». В противном случае богословие становится схоластикой, а живая вера начетничеством. В ранней Церкви «закон молитвы» (lex orandi) и «закон веры» (lex credendi) являют единое целое.  

В Евхаристии народ Божий составляют апогей единства. Сама форма храма напоминает нам о идеи соборности Евхаристии. Православный храм в своих формах утверждает целостность космоса как собрание во единое Тело Христово неба и земли. Это понимание в настоящее время для многих так же утеряно. Иконостас уже не рассматривается как форма диалога между средней частью храма и алтарем (alta-ara в переводе с евр. Возвышенный жертвенник), символизирующим распахнутые к человечеству Небеса. Иконостас рассматривается как стена, преграждающая путь в алтарь, хотя изначально икона призвана показать, раскрыть царствие Божье на земле. Священник Павел Флоренский назвал икону окном, распахнутым в Царствие Небесное. В богословии образа икона стала выражением встречи видимого и невидимого, актуализации идеи Боговоплощения. В этом плане Православная миссия значительно выигрывает перед миссией протестантских конфессий проповедь которых без храмовой архитектуры бесформенна, без иконы блекла, без колокольного звона нема.

Миссия призвана продолжить дело Христа, а Он пришел «чтобы рассеянных чад Божьих собрать воедино» (Ин. 11; 52).

Литургия является таинством буквально закрытым от взгляда неверующего человека, однако нельзя категорически утверждать, что сама структура этого богослужения не может служить делу миссионерства. Кроме аспекта космического освящения Литургия, как богослужение, совершаемое в определенном месте и в определенное время, имеет более конкретное миссионерское значение. Со времен апостольских, прежде чем войти в евхаристическое общение человек слышал проповедь о Христе и если он уверовал, то совершалось научение в основах веры. Тайноводство, как осмысление было, как правело, после крещения. Оглашенные хотя и не допускались к сердцевине таинства Евхаристии, однако участвовали в нем, ели так можно выразиться, частично, в меру своего духовного возраста. Та часть, на которой могли находиться новообращенные, до сих пор носит название «Литургия оглашенных», свидетельствуя о конкретном миссионерском значении Литургии.

В Литургии мы находим миссионерские моменты:

-Евангельские чтения и вообще чтение священного Писания за богослужением, особенно в периоды подготовительные к всеобщему крещению оглашенных, к ним относятся: Пасха, Рождество, Крещение, Пятидесятница.

-Проповедь, которая, как правило, говорилась по прочтении Священного Писания имела экзегетический характер и представляла собой форму осуществления учительского попечения Церкви.

-Библейская фразеология богослужения, которой так испещрены тексты священных чинопоследований, безусловно, дает право называться «библейской Церковью по преимуществу».

-Молитвы за оглашенных которые подтверждают тот факт, что ранней Церкви далеко небезразличны были те, кто жили вне Церкви.

-К сожалению, эти миссионерские факторы, как в Литургии, так и богослужения в целом в настоящий момент утеряли свое изначальное значение.

Итак, Литургия служит источником духовных сил и побуждением к миссионерству. Правильное понимание евхаристического опыта дает нам ключ к уяснению роли Евхаристии в деле миссионерского служения.