Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Принципы и методы миссионерской деятельности

 

Апостолат мирян и социальное служение

В Церкви, в отличие от язычества, нет дифференциации на священное и профанное, нет расчленения на касту жречества, как некой священной элиты, и народа, который не был избран богами или роком, чтобы прикоснуться к святыне. Еще в Ветхом Завете весь Израиль был наименован народом Божьим. Еще более конкретно это единство выражается в идее соборности во времена Новозаветной Церкви. Еще апостол Петр говорит христианам о их священном назначении и высокой ответственности перед Избравшем их и Призвавшем возвещать: «вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Апостол Павел для более точного определения этого единства народа Божия использует аллегорию единства живого организма, Церкви как тела Христова, говоря: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос» (1Кор.12:12). Именно такое понимание Церкви войдет в православную Экклезиологию, где разные степени священства и миряне не будут разделяться, а только различаться по образу служения и свидетельства.

Прискорбно, что в настоящее время понимание народа Божьего, как единого организма Христова, продолжающего миссию Христа на земле, несущего сквозь века Его Евангельское свидетельство, многими утеряно. Однако Литургическое придание Церкви напоминает нам о соборности на Евхаристии, где мы все причащаемся одного Тела и одной Крови по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:17). Литургия является общим и живым свидетельством всей Церкви о Свете истинном, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:9). После Причастия все собрание восклицает: «видихом Свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную». Видели мы этот Свет, дабы свидетельствовать о Нем миру, который «во тьме лежит», проповедовать Духа Небесного «даже до края земли», нести веру истинную тем, кто ее не имеет или утратил в перипетиях суеты.

В этом контексте странно бывает слышать общепринятое мнение, что проповедь должна звучать исключительно в храме и только из уст священника.

Вспомним историю Братств Львовского и Виленского, которые во второй половине XV века сохраняли в Литве верность Православию в самые тяжкие для Церкви времена. Необходимо упомянуть и о религиозном возрождении в России XIX века, где основной труд лег на плечи интеллигенции. В первые годы Октябрьской Революции новоиспеченная безбожная власть обрушила неистовые гонения именно на братства, и не случайно, ведь они являлись основой приходской жизни и единства прихода. На Соборе 1917-18 гг. присутствовало 299 мирян из 564 делегатов (при 80 архиереях, 149 пресвитерах, 15 псаломщиках). Все эти факты из истории Церкви свидетельствуют в пользу того, что миряне способны и должны «в единстве с иерархией» нести миссионерские труды во благо Православия в соответствии с апостольским Преданием.

Апостолату мирян в первую очередь необходимо направить свои силы на воцерковление недавно пришедших к церковной жизни. Ведь миссионерская деятельность не должна прекращаться после того, как человек уверовав, вошел в церковную ограду, хотя бы потому, что он может не устоять в чистоте веры и попасть или в руки мира сего или же на крючок сектантства.

Здесь уместным будет привести часть миссионерской декларации принятой на III (VIII) ВСЕЦЕРКОВНОГО СЪЕЗДА ЕПАРХИАЛЬНЫХ   МИССИОНЕРОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: «Целесообразно, чтобы каждый член общины имел свое миссионерское послушание. Миссионерские поручения мирянам нужны именно в контексте миссии после миссии: те миряне, которые привлекаются к ведению миссионерской деятельности, сами будут глубже познавать свою веру и тверже в ней стоять. Важно, чтобы миряне (особенно молодые) почувствовали свою личную ответственность за церковное дело и, соответственно, свою полезность Церкви. Одним из путей к такому осознанию могло бы стать установление постоянных храмовых дежурств мирян для общения с невоцерковленными людьми и разъяснения им православной литургической традиции. Необходима широкая организация приходских миссионерских кружков, что способствовало бы научению и практическому осуществлению миссионерской деятельности мирян. Всем людям, чья вера требует своего проявления в делах, приход должен предоставить возможность участия в социальной диаконии.

Возможности внутриприходской миссии могут быть расширены и путем акцентирования миссионерского значения наших общих молитв. Молитвенные чинопоследования должны быть ответом на вызовы современного мира, обязаны откликаться на реальные и осознанные нужды человека. Поэтому представляется разумным составление новых чинопоследований, освящающих все многообразие жизни, созидательных интересов и профессий современных людей.

Миссионеры нуждаются в постоянных молитвах всей Церкви о них. Если в ежедневные последования богослужений будут введены прошения о Божием призвании и помощи миссионерам в их евангельском служении, то и сами прихожане осознают необходимость углубленного изучения и защиты своей веры.

Внутриприходская миссия предполагает высокую ответственность тех людей, которым поручается общение с посетителями храма (дежурные, работники у «свечных ящиков»). Их деятельность должна осознаваться как миссионерское поручение. В этом же аспекте рассматривается ответственность настоятелей за ту литературу (особенно периодику), которая поступает в храм для продажи или распространения.

Развитию внутрицерковной миссии способствует дежурство священников в храме во внебогослужебное время для индивидуальных бесед с людьми, притом, что о возможности и расписании таких встреч было бы известно за пределами прихода.

Опыт приходов русской церковной эмиграции показал, что для сохранения людей в общинной жизни важно продолжение контактов за пределами богослужения – в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения Литургии с целью общения и обсуждения животрепещущих тематик. Такие встречи резко ослабили бы накал внутрицерковных дискуссий по насущным вопросам приходской и общецерковной жизни, поскольку способствовали бы углублению миссионерского измерения Литургии и сохранению литургического предания Церкви.

Развитие многообразных миссионерских форм общения прихожан и пастыря не должно заслонять той истины, что центром жизни христианина является Евхаристия, как главное таинство Церкви, созидающее Тело Христово. Нужно четко сознавать, что стержнем, вокруг которого и ради которого христиане собираются воедино, является не священник, не та или иная храмовая святыня, не та или иная — пусть даже самая возвышенная — идея, не совместная борьба против каких бы то ни было заблуждений, но Сам Господь и Его Жертва, которой мы приобщаемся в храме. Необходимо воспитание осознания того, что Литургия является вершинной точкой суточного круга Богослужения. Восстановление христоцентричности церковного сознания невозможно без евхаристического общения и частого приобщения к Святым Дарам.

Внутрицерковную миссию нельзя ограничивать только приходскими границами. В крупных городах желательно переориентирование одного из действующих монастырей на преимущественно миссионерскую деятельность. Братия (сестры) такого монастыря формировали бы общедоступные библиотеки (в том числе электронные), вели богословские курсы, воскресные школы, а также пастырско-консультативную работу с нуждающимися в срочной духовной и психологической помощи людьми, осуществляли постоянное церковное присутствие в интернет-пространстве. В его задачу могло бы входить участие в формулировании церковных позиций по тем или иным возникающим проблемам культурной, общественной и церковной жизни епархий и приходов. Устав такого монастыря должен учитывать и отражать специфику миссионерских послушаний.

Миссионерской деятельности способствует тесное сотрудничество с сетью светских библиотек через создание в них миссионерских просветительских книжных фондов, организацию тематических выставок, посвященных православным праздникам и другим важным событиям церковной жизни (при соответствующем правильном юридическом оформлении этих отношений). Прихожан следует поощрять к тому, чтобы они жертвовали православные книги миссионерского содержания в школьные и публичные библиотеки по месту своего жительства.

Созданию поля православного присутствия в культурном пространстве способствует катехизаторская и теологическая подготовка светских преподавателей, врачей, психологов, военнослужащих. В условиях, когда светское законодательство часто трактуется как ограничивающее сотрудничество священников со многими государственными и общественными структурами, особенное значение приобретает апостольство мирян. Таким образом, местом миссионерской встречи становится все пространство жизни человека.

Современные миссионеры призваны к нахождению особых подходов к различным возрастным группам приходской общины и мирян, что достижимо посредством организации мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, туристических походов и т.д. Для этого миссионер обязан хорошо владеть проповеднической риторикой: от высокого языка храмовой литургической проповеди до языка внехрамового общения с детьми или с молодежью, воинами, государственными служащими и т.д. Особое значение имеет донесение смысла Священного Писания на понятном людям языке.

Необходимо, однако, помнить, что важным шагом на пути вхождения в жизнь Церкви должно становиться освоение церковно-славянского языка (путем создания приходских кружков по его изучению). Это — вопрос глубины воцерковления, овладения и передачи грядущим поколениям богослужебного и культурообразующего языка славянских народов, приобщения к полноте церковного сознания.

Среди тех социальных групп, к которым обращена миссия Церкви, особое место занимают группы социального риска: наркозависимые, ВИЧ-инфицированные, беспризорники. В работе с ними преобладающей установкой становится миссионерская приветливость. Она включает в себя доброжелательность и отзывчивость миссионера при работе с людьми, готовность идти на контакт с представителями различных социальных групп и религиозных верований, умение находить добрую опору в их воззрениях или совестных переживаниях, опираясь на которые можно подвести человека к покаянному преображению.

В церковных дискуссиях необходимо выяснять меру миссионерской терпимости, т.е. правильно проводить границу между тем, что Церковь должна осудить, тем, что она может потерпеть, а также тем, что она может обратить к своей пользе, особенно в тех случаях, когда речь идет о детской и молодежной культуре.

Поскольку сама «миссионерская приветливость» нередко трактуется как «примиренчество с духом века сего» или даже проявление «апостасии», особенное внимание стоит обратить на необходимость поддержания атмосферы терпимости в самой Церкви по отношению к миссионерским поискам».

Апостолат мирян должен воплотить в своей деятельности изначальную апостольскую константу – Дух Святой обитает в каждом члене Церкви, и так как это Дух Христов - он не может не свидетельствовать о Царствии Божьем «пришедшем в силе».