Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Принципы и методы миссионерской деятельности

 

О радости духовной

(Беседа игумена Петра со слушателями Высших миссионерских курсов)

 

Жизнь духовника протекает в переживаниях, новых впечатлениях, открытиях и поэтому, когда выходишь на беседу, сердце испытывает жгучую потребность поделиться тем, что сам понял, открыл для себя, и хочется не столько поучить жизни, сколько поделиться своими размышлениями.

Мне хотелось бы поговорить с вами о том, где мы будем миссионерствовать. Это очень важно! Святитель. Николай Японский, прежде чем начать проповедовать в Японии, изучил быт, историю, культуру и язык японцев. Нам тоже нужно «познакомиться» с тем народом, которому мы будем проповедовать. Мы будем миссионерствовать среди тех, кто живет в России, кто своими генетическими корнями уходит вглубь российской истории.

Наверное, многие из вас были в Европе и видели, как живут там люди, как они общаются друг с другом. Такое впечатление, что все они договорились между собой жить дружно, улыбаться друг другу, быть вежливыми. В нашей стране, к сожалению, не всегда увидишь доброжелательное общение. Некоторые люди пребывают в унылом настроении, на лицах многих наших соотечественников лежит печать озабоченности. Это следствие тяжелых событий, которые происходили и происходят с нашим народом, начиная с 1917 года.

Миссионер – это в каком-то роде врач. Для того чтобы лечить человека, чтобы найти для него лекарство, врач должен определить, чем болен пациент. Наш народ болен и нуждается в исцелении. И болезнь его – это подавленность духа, некая массовая депрессия. Если мы видим, что человек болен духовной печалью, скорбью, депрессией, что мы можем ему предложить? Радость! Но мы даже не догадываемся о том, как мало в нас радости. Я понял это тогда, когда близко пообщался с греческими монахами, пожил с ними. Мы очень разнимся. Когда греческий монах с тобой общается, такое ощущение, что на тебя светит прожектор, – так радостно сияют его глаза. Настоящий монах-грек, который находится в духовном подвиге, говорит тебе только об одном – о радости. Радость – естественная потребность человека, но нам это чувство чуждо. Однако миссионеры должны нести миру именно радость. Если я иду проповедовать, то должен радовать людей, я должен сам быть радостным. А как стяжать радость?

Обратим наш взор на самих себя. Когда мы стоим в церкви, когда мы молимся, когда мы каемся на исповеди, мы не ищем радости. Нас удовлетворяет тоскливое чувство осознания своих грехов, осознания своей духовной немощи, тоскливое чувство своей неполноценности. «Я достоин наказания за грехи, поэтому у меня тяжелая жизнь», – думаем мы. И не замечаем, как сотворяем в своей душе богопротивное действие. Для чего пришел Христос? На этот вопрос люди обычно отвечают так: «Чтобы пострадать, чтобы искупить человеческие грехи». Верно. Но ведь Христос пришел и для радости. А теперь представьте: вы родитель, идете домой, вас ждут дети, вы знаете, что они вас давно не видели, и вот вы заходите в квартиру. Что хотите вы увидеть в глазах своих детей прежде всего? Конечно же, – радость. Так и Христос желает увидеть в наших глазах радость. Подобно тому, как смысл профессиональной деятельности бизнесмена – это прибыль, смысл жизни христианина – это радость. Если человек не изливает из себя радость, то, значит, его духовная жизнь равна нулю.

Христос – это свобода духа, а дух не может не радоваться; если дух свободен, он раскрепощается, он сбрасывает с себя все тяготы, которые обременяют его и которые лишают его возможности радоваться. Удивительно, что мы, взрослые люди, столько лет в Церкви, а догадались об этом только сейчас! Неумение радоваться – это проблема, которую нужно решать каждому из нас

А теперь я коснусь понятия любви. Нужно любить! Но что такое любовь? Когда человек радуется, он не может не любить. Когда человек приходит в дом радостный, то все утешаются его радостью. Это и есть любовь. Радость это то, что приоткрывает нам христианскую любовь. Многие возразят: все время радуются только сектанты. Здесь нужно сказать о том, что радость может быть разной. Она может быть плотской, душевной и духовной. Что такое плотская радость? Я думаю, это всем ясно. Ею человек до конца не насладится никогда. Что такое душевная радость? Это земная радость, основанная на движении крови, на удовлетворении страстей. Именно такая радость свойственна всем сектантам, представителям всех псевдохристианских церквей.

А теперь поговорим о радости духовной. Человек перед Богом – это падший Адам, который изгнан из Рая и который должен возвратиться домой, то есть в Рай. По сути, цель его духовной жизни состоит в том, чтобы возвратиться в Рай, употребив все силы. Для этого он должен держаться за Господа, за благодать Святого Духа. Мы знаем, что были сыны Божии и сыны человеческие. И те и другие были религиозны. Но сыны Божии служили Богу, а сыны человеческие служили тому, чтобы развивать цивилизацию: ковать железо, изобретать музыкальные инструменты и т. д. Именно они создали ту цивилизацию, в которой мы живем. Сыны Божии знали радость духовную, сыны человеческие – душевную. Вспомним Иова Многострадального и его спор с друзьями. Казалось бы, в чем суть спора, если обе стороны говорят о Боге? Суть состоит в том, что друзья Иова говорят о Боге, основываясь на земных представлениях о счастье: если ты веришь в Бога, значит, ты должен быть счастлив. Иов же говорит о Боге, отрываясь от всего земного. Иов богословствует об истинном пути. Этот образ также помогает понять разницу между двумя видами радости: земной и небесной.

Вспомним и самого Христа, которого искушал сатана. Сатана говорил о Боге, о Священном Писании и, можно сказать, предлагал … миссионерствовать. Сатана предлагал Христу способ быстро прославить Бога: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сделались хлебами; сделай так, чтобы все увидели, что тебя держат Ангелы, и все уверуют в Тебя, и не надо будет проповедовать, не надо будет идти на страдания!» Получается, что дьявол тоже хочет, чтобы имя Божие было известно всем. Мы привыкли думать, что Бог – это один полюс, а дьявол – другой, противоположный. Мы привыкли, что добро от Бога, а зло – от дьявола. Но на самом деле не все так просто. Слово «антихрист» переводится как «вместо Христа», то есть на самом деле искушения дьявола направлены не против Христа – это было бы слишком легко. Дьявол все время пытается заместить Бога, подменить собою подлинную религию. Он хочет стать вместо Христа. Миссионеры, как никто другой, должны это понимать. Именно на это нужно обратить внимание: есть две религии, два христианства. Одно всеми силами за земное, а другое – за небесное. Есть две радости: душевная и духовная.

Если приведенных примеров недостаточно для противопоставления радости духовной и душевной, обратимся к следующим рассуждениям. Как мы определяем предмет, который принадлежит мне? – Притяжательным местоимением «мой». «Мой диктофон», «моя книга», – говорим мы. Но мыслить в таких категориях – это мыслить «душевно», по-земному. О тех же самых предметах мы можем сказать так: «книга мне дана», «диктофон мне дан». В этом случае предмет тоже мой, но уже не совсем мой, он мне дан. Заметьте: когда Адам относился в Раю ко всему как к данному от Бога, он был богоподобен, но, как только он забыл эту заповедь и сказал «мое», он лишился всего. Можно сказать, что, когда он видел Еву как ту, которая дана ему от Бога, она была его сподвижницей. Они оба прославляли собой мир Божий, Его творение. Но, как только он сказал: «Она моя», – он оклеветал ее перед Богом, а потом, познавши ее, родил Каина – первого братоубийцу. Так же и в жизни человека. Сыны Божии смотрят на все как на данное от Бога и остаются в радости Божией – духовной радости. Сыны человеческие смотрят на все как на «мое», и чувство духовной радости все время ускользает от них.

Можно сказать: «Это все дано мне, весь мир дан мне, этот человек дан мне». Говоря так, я могу этим насыщаться. Но, как только я захочу кого-то сделать «моим», так этого «моего» сразу начнет недоставать мне, это «мое» будет все время ускользать от меня, и я никогда не буду удовлетворен. Когда я говорю: «Вот этот человек дан мне от Бога», то он остается свободным и в то же время становится источником моей непрестанной и чистой радости. Радости от Бога, потому что дан мне Богом. Можно сказать, что, когда я мыслю в категориях «это мне дано», я становлюсь самым богатым и самым счастливым человеком на свете. Когда я смотрю на жизнь как на нечто данное мне, то я всему радуюсь. Когда я говорю «мои яблоки, моя яблоня», я порчу всю картину моей жизни, а когда говорю: «Яблоня прекрасна, она дана мне Богом, яблоки мне не нужны, я наслаждаюсь красотой самой яблони, радуюсь тому, что эта яблоня есть в моем сознании, в моих чувствах, что она украшает мою жизнь», то я утешаюсь сознанием этого, я радуюсь этому. Разница между ощущением «это мое» и ощущением «это мне дано» позволяет увидеть разницу между радостью душевной и радостью духовной.

Духовная радость – это цель нашей жизни. Очень хорошо говорит об этом Феофан Затворник: «Цель духовной жизни – радость, способ ее – крест». Когда человек исполняет заповеди Божии, Евангелие, он должен не забывать о своей цели – радости. Когда человек стремится к радости, он должен не забывать о своем кресте. И всё будет идти ему на пользу: и супружество, и монашество, и священство, и молитвы, и покаяние, и Церковь. Мы должны стяжать радость духовную, чтобы потом изливать ее из себя.

Педагоги знают, что ребенок, если он находится в печали, – учится с трудом: у него плохая память, заторможенное мышление, он не может сосредоточиться. Если в семье ребенок видит, например, как пьяный отец бьет мать, он страдает, и это страдание делает его забитым, духовно больным, безрадостным. И потом во взрослой жизни это состояние остается доминирующим. Главная болезнь нашего народа – это уныние, а от уныния рождаются все страсти. Задача миссионера, насколько это возможно, нести таким людям радость, а для этого нужно быть радостным самому. Один греческий старец говорил: «Бойся беса уныния». Печаль, тоска, грусть – это хомут на шее человека, снять бы его, да ведь он не даст – привык! Человек любит свои страдания. Мы каемся – это хорошо, но мы не замечаем, что, оставаясь унылыми, мы грешим перед Богом. Как? Унывая, мы не даем Господу войти в наше естество. Наше тело не может Его принять, когда оно скукожено печалью. Согбенное духовное тело не может принять Духа Благодати, который по своей природе всегда радостен.

Завершая беседу, хочу вспомнить одного литературного героя. Его имя – барон Мюнхгаузен. Упоминание об этом персонаже покажется большинству из вас неуместным. Но попробуем посмотреть на Мюнхгаузена в свете сегодняшних рассуждений. Тот, кто смотрел фильм Марка Захарова, вероятно, помнит слова, которые произносит Мюнхгаузен-Янковский: «Неважно, летал я на Луну или не летал, важно, что я всегда говорю правду». Теперь попытаемся понять смысл этой фразы. В ней говорится о двух мирах – земном, в котором мы привыкли жить и мыслить, и выдуманном – том, в котором живет барон Мюнхгаузен в своих фантазиях. В этом мире всё всегда сбывается. Этот сказочный, придуманный мир является аллегорией мира духовного. Немецкий писатель Рудольф Эрих Распе увлекает читателя сказкой. И в этой сказке он раскрывает нам духовные истины. С точки зрения мира земного, обыденного, барон лжёт – он не летал на Луну, но, с точки зрения духовной, – говорит правду. И эта правда состоит в том, что барон Мюнхгаузен всегда «на коне», он победитель в любой ситуации. Он может, например, сесть на пушечное ядро, слетать на нем туда, куда хочет, и, пересев на другое ядро, пролетающее мимо, возвратиться назад. Так должно быть и с нами: в духовном смысле мы всегда должны быть «на коне», должны быть в радости.

Безусловно, мы должны проповедовать на основе серьезных вещей, но в данном случае я позволил себе привести такой неожиданный пример, чтобы раскрыть важный феномен – непобедимость человеческого духа. У Мюнхгаузена (пусть все считают его лжецом) этот дух непобедим. Мы должны научиться отбрасывать печальный помысел и оставаться в радости, а для этого нам, конечно, нужны молитва, исповедь, священник, духовные собратья и все таинства Церкви.

http://www.uralsky-missioner.ru/