Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Святитель Кирилл Иерусалимский

 

1. Тайноводственное слово к новопросвещенным.

[Пер. МДА. ТСО, Серг.П., 1893].

 

Чтение из Первого соборного послания Петрова, начинающееся словами: трезвитеся, бодрствуйте и до конца послания (1 Петр. 5, 8-14).

 

1. И прежде с вами, преискренние и вожделенные чада Церкви, желал я побеседовать об этих духовных и небесных Таинствах. Но поскольку хорошо знал, что зрение гораздо вернее слуха; то и ожидал настоящего времени, чтобы, после этого опыта, найдя вас более приготовленными к тому, что будет сказано, привести на светлый и благоуханный луг этого сада. Притом же, сподобившись Божественного и животворящего Крещения, приобрели вы более удобоприемлемости к Божественным тайнам. Поэтому, когда должно уже предложить трапезу совершеннейших учений, в точности преподадим вам следующее, чтобы знать вам, какое действие совершилось над вами в этот  вечер Крещения.

 

2. Сперва вошли вы в преддверие, в притвор, где совершается Крещение, и став лицом к западу, слышали и получили повеление простереть руку, и отрекались от сатаны так, как бы он был перед вами. Надобно же вам знать, что прообразование этого есть в ветхозаветной истории. Ибо, когда фараон, этот лютый и жестокий мучитель, угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда Бог послал Моисея, вывести евреев из горького рабства египетского. И кровью агнца помазаны были пороги, чтобы погубляющий бежал от домов, имеющих на себе знамение крови, и народ еврейский освободился чудесным образом. Но поскольку враг преследовал и освобожденных, и хотя видел, что море чудесно для них разделилось, однако же шел вперед, по самым следам их; то погряз он внезапно и потоплен в Чермном море.

 

3. Теперь перейди от ветхозаветного к новозаветному, от прообразования к действительности. Там посылается Богом в Египет Моисей; здесь ниспосылается от Отца в мир Христос. Там Моисей, чтобы извести из Египта угнетенный народ; здесь Христос, чтобы избавить обремененных в мире грехами. Там кровь агнца служила охранением от губителя; здесь Кровь Агнца непорочна Иисуса Христа (1 Петр. 1, 19) сделалась отгнанием бесов. Тот мучитель до самого моря гнался в след  этих спасительных вод. Тот погряз в море, а этот исчезает в спасительной воде.

 

4. Однако же, слышишь повеление, с рукою простертою, как бы присутствующему, сказать ему: «отрицаюся тебе, сатано». Хочу же тебе обяснить, почему стояли вы, обратясь лицом на запад. Это необходимо. Поскольку запад есть место видимой тьмы, а сатана есть тьма, и державу имеет во тьме; то в ознаменование этого, смотря на запад, отрекаетесь вы от этого темного и мрачного князя. Поэтому, что сказано каждым из вас, когда вы стояли лицом к западу? Отрекаюсь от тебя, сатана, лютый и жестокий мучитель, то есть: не боюсь уже силы твоей, потому что сокрушил ее Христос, приобщившись плоти и крови моей, да в них упразднит смертию смерть, и я не буду навсегда повинен работе (Евр. 2, 15-16). Отрекаюсь от тебя, коварный и злохитрый змей; отрекаюсь от тебя, наветник, под притворной дружбой сделавший всякое беззаконие, и праотцам нашим внушивший отступничество. Отрекаюсь от тебя, сатана, виновник и споспешник всякого порока.

 

5. Потом второе изречение научает тебя сказать: и всех дел твоих. А дела сатаны — всякий грех, от которого и необходимо тебе отречься, подобно тому, как избежавший мучителя, без сомнения, избежал и оружий его. Поэтому всякий грех по роду своему причисляется к делам диавольским. Сверх того знай, что все тобою сказанное, особенно в этот страшный час, записывается в книгах Божиих. Поэтому, как скоро поступишь в чем-либо вопреки, осужден будешь как преступник. Итак, отрекись от дел сатаны, то есть от всех деяний и помышлений противозаконных.

 

6. Потом говоришь: и всея гордыни твоея. А гордыня диавольская есть страсть к зрелищам, конские ристалища, псовая охота и всякая подобная суета, об освобождении от которой молясь, святой говорит Богу: отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс. 118, 37). Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства лицедеев, производимые с оскорблением и всяким бесстыдством, и неистовые пляски женоподобных мужей. Не пристращайся и к тем, которые на псовой охоте предают себя зверям, в угождение жалкому чреву; чтобы услужить чреву своему яствами, сами они в подлинном смысле делаются пищей неукротимых зверей, и, если сказать самую правду, за собственного бога своего, то есть за чрево, вступают в единоборство, подвергая опасности жизнь свою. Избегай и конских ристалищ, этого безумного зрелища, ввергающего в пропасть и души, так как все это есть гордыня диавольская.

 

7. Но и выставляемое на идольских празднествах, как-то: мясо, или хлебы, или что иное, тому подобное и оскверненное призыванием всескверных демонов, причисляется к гордыне диавольской. Ибо как хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания, хлеб делается Телом Христовым, а вино - Кровью Христовой: так, подобно этому, такие яства гордыни сатанинской, по природе своей будучи простыми яствами, призыванием демонов оскверняются.

 

8. После этого говоришь: и всего служения твоего. А служение диаволу есть молитва в идольских капищах и все совершаемое в честь бездушных идолов: возжигание светильников, или каждение при источниках, при реках, как иные, будучи обольщены сновидениями или демонами, приходили к таковым, думая найти исцеление от телесных страданий, или что-либо тому подобное. Ты не вмешивайся в это. Птицегадание, ворожба, прорицания, или предохранительные привески, или надписи на дощечках, волшебства, или другие злоухищрения и все тому подобное, составляют служение диаволу. Поэтому избегай такого. Так как если подпадешь этому по отречении от сатаны и по сочетании со Христом, то изведаешь в диаволе лютейшего мучителя, который, может быть, прежде заботился о тебе, как о ближнем своем, и послаблял тебе в горьком рабстве, а теперь сильно огорчен тобой. И Христа лишишься, и испытаешь злобу сатаны. Не слышал ли ветхозаветной истории, повествующей нам о Лоте и о дочерях его? Не спасся ли он с дочерями, потому что достиг горы? А жена его бысть столп слан (Быт. 19, 26), как вечный памятник, свидетельствующий о лукавом ее произволении и обращении вспять. Поэтому будь внимателен к себе, и не обращайся вспять, возложив руку на рало (Лк. 9, 62), и потом возвратившись опять к соленым житейским деяниям; но беги в гору, к Иисусу Христу, к этому Камню, отторгшемуся без рук, и наполнившему Собою вселенную (Дан. 2, 34-35).

 

9. Поэтому, как скоро отрекаешься от сатаны, совершенно расторгая всякий с ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, который насади Бог на востоцех (Быт. 2, 8) и из которого за преступление изгнан был праотец наш. А в ознаменование этого обращают тебя от запада к востоку, к стороне света. Тогда повелевают тебе говорить: верую во Отца и Сына и Святаго Духа, и в едино Крещение покаяния; о чем в прежних огласительных словах, как даровала благодать Божия, сказано тебе пространно.

 

10. Итак, ограждаемый этими словами, будь трезвен; зане супостат наш диавол, как недавно читано, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). В предшествовавшие этому времена поглощала смерть возмогши; но при святой бане пакибытия отъят Бог всякую слезу от всякаго лица (Ис. 25, 8). Поскольку не будешь более плакать, совлекшись ветхого человека, но восторжествуешь, облекшись в ризу спасения, в Иисуса Христа.

 

11. И это происходило во внешнем притворе. Когда же, по воле Божией, в следующих тайноводствах войдем во Святая Святых; тогда узнаем там совершаемые многознаменательные действия. Богу же Отцу слава, держава, и величие с Сыном и Святым Духом во веки веков! Аминь.