Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Полтавская Епархия Украинской Православной Церкви Мгарский монастырь. Журнал «Мгарскій колоколъ»
Православие.Ru
Молодость не равнодушна Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
Украина Православная
Официальный сайт Казанской епархии Паломнический Центр при ОВЦС УПЦ
АПОЛОГЕТ - всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста  

Код нашей кнопки

Воскресная школа для детей

 

Проект программы приходской воскресной школы

(Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)

Вступление

Данная программа – попытка создать некий концептуальный каркас, которомудолжна соответствовать любая приходская воскресная школа ЭПЦ МП, независимо от своего масштаба и специфики. Задача сложная, поскольку воскресные школы не представляют собой единой унифицированной системы в силу разных причин, в том числе и объективных, начиная с таких, как разные ресурсы приходов (наличие подходящих помещений, количество и возраст детей, уровень педагогов), и заканчивая такими немаловажными условиями как заинтересованность прихожан и духовенства. Исходя из того, что:

 • воскресные школы действуют лишь в половине приходов ЭПЦ МП;

• возрастной разброс в группе может доходить до 10 лет, в результате чего складывается ситуация «младшим непонятно, а старшим неинтересно»;

• преподают, как правило, лица, не имеющие педагогического и богословского образования;

• представлены все возрастные категории от младенцев до пожилых людей;

• обеспечение духовной литературой, методическими пособиями и техническими средствами, как правило, слабое;

• группам присуща постоянная текучесть составов;

• группы в учебно-воспитательном процессе формируются как единые коллективы во главе со своими педагогами и, как правило, дорожать своей целостностью;

воскресная школа делится на три возрастные категории:

1. дошкольники (5 – 8 лет);

2. школьники (7 – 16 лет);

3. взрослые (от 16 лет и старше).

Возрастная категория школьников делится на две ступени:

• младший школьный возраст (7 – 12 лет);

• средний школьный возраст (11 – 16 лет).

Возрастная категория взрослых делится на две части:

• ранее обучавшиеся в воскресной школе;

• не обучавшиеся в воскресной школе.

Программа включает:

1) цели и задачи как воскресной школы в целом, так и каждой ее возрастной категории и ступени;

2) основные темы, подлежащие изучению (в программе они сформулированы для преподаватель и должны адаптироваться к аудитории1); 3) ожидаемые результаты по категориям и ступеням. Например, если в ключевых понятиях значится термин «синкретизм», это не значит, что дети должны сам термин усвоить, но педагог должен найти способ раскрыть это понятие, минуя перегрузку их памяти научными терминами).

Приходская воскресная школа

Общие положения

Православная воскресная школа – это педагогическая система дополнительного религиозного образования, в рамках которой осуществляется обучение религии с целью формирования у учащихся православного мировоззрения. Современная воскресная школа как система дополнительного религиозного образования – это явление обусловленное секуляризацией общества вообще и системы образования в частности: пока в 1917 г. школа в России не была отделена от Церкви, обучение религии было встроено в учебный процесс общеобразовательной школы, а дореволюционные воскресные школы представляли собой одну из форм общего образования. В то же время нельзя сказать, что современная приходская воскресная школа не имеет корней в церковной педагогической традиции. Они есть, они уходят в самую глубь истории Церкви, когда невозможно было и представить себе, что со временем кто-то станет сомневаться, нужна ли подготовка к крещению, должны ли христиане знать основы веро- и нравоучения и пр. Воскресная школа – явление сравнительно новое в институциональном отношении, но древнее, как преемствующее церковной традиции оглашения, возрождающейся в конкретных исторических условиях, в том числе и через воскресные школы. Приоритет в этой системе отдается воспитанию и формированию педагогической среды. Это не означает, что формированию знаний не уделяется большого внимания, но лишь то, что набор формальных знаний, умений, навыков – это еще не само мировоззрение. Последнее формируется через усвоение учащимися веро- и нравоучительных представлений и понятий. Однако в этом отношении здоровая среда общения играет большую роль, нежели чем объем заученной информации. Нельзя забывать, что дети приходят в воскресную школу после пятидневной учебной недели и все, что будет им напоминать казенный учебный процесс (в том числе и упор на заучивание материала), может вызвать отторжение и нежелание посещать занятия. В результате отпавшие будут потеряны для воскресной школы, как среды православного воспитания. Следует отметить, что воскресная школа ориентирована в первую очередь на прихожан и в то же время не замыкается на них, но открыта для всех, кто интересуется основами православной веры. Более того, преподаватель должен строить свою беседу с детьми таким образом, чтоб и нерелигиозные родители, порой присутствующие на занятиях, получали пищу для размышлений и тоже мало помалу просвещались и воцерковлялись. Специфичной чертой воскресной школы как педагогической системы является текучесть среди состава учащихся. Кроме того, что иные дети, поступив в воскресную школу, попадают сразу в одну из старших возрастных категорий, многие из них приходят отнюдь не в начале учебной ступени и уходят, не закончив ее. Учитывая этот факт, тематическое планирование следует строить таким образом, чтобы, во-первых, информативный материал и понятийный аппарат предшествующей ступени присутствовал в каждой из последующих, а во-вторых, раскрытие тем на занятиях должно строиться таким образом, чтобы учащийся, который по тем или иным причинам прервет свое обучение, усвоил бы по возможности максимум духовно-нравственных представлений и понятий, которые в последующей жизни оказались той путеводной звездой, которая вывела бы его к Богу или хотя бы в какой-то мере сохранила от зла. Данная программа не включает всего многообразия предметов, которые могут изучаться в воскресной школе, но лишь курс Закона Божия, структурными компонентами которого являются Священная История Ветхого и Нового Завета (Библейская история), Катихизис, основы литургики,общецерковная история и история РПЦ. Все прочие дисциплины, изучаемые в воскресной школе, должны ориентироваться на курс Закона Божия как на ядро, в поле которого они вращаются подобно спутникам: межпредметные связи должны выстраиваться относительно этого курса как системообразующего.

Необходимо подчеркнуть, что данная программа является рамочной и все ее предписания – основополагающие (а стало быть и общеобязательные, независимо от ресурсов школ), но далеко не исчерпывающие. Каждая приходская воскресная школа ЭПЦ МП на основании этой программы составляет свою и подает на утверждение в ОРОиК2 ЭПЦ МП. Обязательным является соответствие, а не тождественность: все цели и задачи, темы и ожидаемые результаты3, прописанные в рамочной программе, являються общими критериями адекватности воскресной школы своему предназначению и должны быть прописаны в школьных программах с соблюдением соответствия по ступеням обучения. На местах это может быть обогащено в русле реального положения. ОРОиК – Отдел религиозного образования и катехизации. Все ожидаемые результаты, прописанные на предшествующем уровне, подразумеваются на всех последующих.

I-я возрастная категория

(5 – 8 лет)

Первая возрастная категория является приготовительной ступенью воскресной школы, охватывающей детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста (в случае, когда ребенок, например, пришел в 6-летнем возрасте и продолжает с группой заниматься до ее коллективного перехода на новую ступень). Приготовительный период может продолжаться от одного года до трех (в зависимости от возрастной готовности к следующей ступени). Целью обучения на данном уровне является сформировать основы религиозно-этического и эстетического восприятия жизни. Это определяет задачи:

• формировать стремление любить Бога, себя и ближнего;

• развивать нравственное сознание детей, воспитывая в них желание жить по совести, умение отличать добро от зла, слушаться старших и бать честными, сорадоваться и сострадать, прощать и негодовать, благодарить и просить прощения;

• прививать любовь к природе как творению Божиему.

Темы

• Бог – Творец прекрасного мира;

• Человек – любимое творение Божие;

• Грехопадение и его последствия для человека и природы;

• Обещание Спасителя;

• Каин и Авель, Сиф;

• Спасение семьи Ноя и животных в ковчеге;

• Послепотопное человечество; Вавилонская башня; Авраам, Исаак, Иаков

и его сыновья; Израиль в Египте;

• Исход; Синайский Завет; праздник Пятидесятницы;

• Десятословие – Божественное Откровение естественного закона; заповеди и наша душа; совесть и стыд; радость о добром деле и чистой совести;

• Скиния – первый храм;

• Христианский храм: его устройство и правила благочестивого поведения;

• Пророки; ожидание обещанного Спасителя; «ветхий» и «новый» Заветы.

• Пресвятая Богородица: события и праздники Рождества Богородицы, Введения во Храм, Сретения;

• Благовещение Пресвятой Богородице и Рождество Христово: события и праздники;

• Святой Иоанн Предтеча; Крещение Господне;

• Проповедь Господа Иисуса Христа, чудотворения, крестная жертва и воскресение; праздник Воздвижения Креста Господня и празника праздников – Пасхи;

• Событие и праздник Успения Пресвятой Богородицы;

• Проповедь апостолов.

Ожидаемые результаты

Ребенок по окончании приготовительной ступени понимает, что:

• самое главное в жизни научиться истинно и нелицемерно любить Бога, себя и ближнего;

• мир – творение Божие и к нему надо относиться с уважением и любовью; не разрушать, но ухаживать за ним, облагораживая его в меру своїх возможностей;

• послушание – первое дело любви;

• от того, как мы относимся к окружающим нас людям, зависит отношение Бога к нам.

II-я возрастная категория

(7 – 16 лет)

Вторая возрастная категория – дети школьного возраста. Это основной структурный компонент системы воскресной школы, поскольку именно на этом этапе становится возможным полноценный процесс обучения, к которому дошкольники психологически пока недостаточно готовы. Однако и на этом уровне педагогу следует постоянно иметь в виду, что:

 1) учащиеся перегружены умственно и психически в общеобразовательной школе;

2) дети приходят разные: умные и не очень, психически устойчивые и с отклонениями, способные и слабенькие и т.д.;

3) от общего стандарта, под. который их равняют в общеобразовательной школе, они устали ВСЕ: как сильные, которым пятибалльной системы не хватает, так и слабые, самолюбие которых постоянно страдает от низких, пусть даже объективных, оценок.

Из этого следует, что подход к детям должен быть дифференцированным как в отношении способов оценивания, так и в методах изложения материала. Если ребенок жаждет знаний, его следует поощрять всеми уместными способами, если же будь то в силу усталости, низкого интеллектуального уровня или пусть даже лени (при условии, что не мешает учиться другим), он плохо запоминает программный материал, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы он почувствовал свою «второсортность». В рамках курса Закона Божия в качестве структурных компонентов изучаются разные предметы, которые могут быть представлены в программах отдельных воскресных школ и в качестве самостоятельных дисциплин, объединенных единой концепцией, в русле которой осуществляются межпредметные связи. В данной программе предлагается вариант, корда разнородные компоненты объединяются в единую структуру курса Закона Божия и преподаются, чередуясь, в рамках каждого урока. Целью обучения на данном уровне является воцерковление и социализация учащихся на православной основе.

1-я ступень

(7 – 12 лет)

Вышеупомянутая цель обучения на уровне II-й возрастной категории предусматривает на 1-й ступени задачи формирования у ребенка:

• основ догматического сознания, прививая ему доверие к Богу и Церкви;

• нравственной позиции, основывающейся на любви к Богу, себе и ближнему;

• основ евхаристического сознания, иерархического мышления, понятия соборности;

• церковно-исторического сознания преимущественно на основе житийного материала;

• понятия благочестия, элементарных литургических знаний и молитвенных навыков;

• общественного сознания, начиная с осмысления социального аспекта Церкви как сообщества христиан и народа Божиего, живущего в секулярном мире, и продолжая его самоидентификацией как в отношении этно-культурных корней, так и в отношении принадлежности к обществу Эстонии.

На данном этапе вышеупомянутые разнородные компоненты

объединенные в единый курс Закона Божия преподаются, чередуясь, в рамках каждого урока следующим образом:

1. Библейская история (в русле которой с привлечением святоотеческогонаследия рассматриваются катехизические основы веро- и нравоучения).

2. Общецерковная история и история РПЦ (на основе житійного материала).

3. Основы литургики (богослужение, Таинства, молитвы, правила благочестия, праздник прошедшей или будущей седмицы).

Темы

1. Библейская история.

• Сотворение мира (ключевые понятия (КП): «в начале», «небо и земля»,

«сотворил» (бара), «создал» (аса)); первый член Символа веры;

• Сотворение человека (КП: «человек» (Адам), «образ и подобие»,

«помощница», «муж», «жена», «населять землю и обладать ею»);

• Происхождение зла; грехопадение прародителей (КП: «заповедь»,

«искушение», «соблазн», «грех», «совесть», «стыд», «раскаяние»,

«покаяние», «лукавство») и его последствия в человеке и отношениях

между людьми, в природе;

• Каин и Авель, Сиф; допотопное человечество, потоп, Ной и сыновья,

Вавилонская башня (КП: «Промысел Божий», «зависть», «убийство»,

«истинное и ложное богопочитание», «хамство», «Церковь – „ковчег

спасения“», «гордыня», «безбожное единство»);

• Авраам, Исаак, Иаков-Израиль и его сыновья (КП: «вера», «доверие

Богу», «Пресвятая Троица», «Исаак – прообраз Агнца», «первородство»,

«продаться за чечевичную похлебку», «Лествица небесная, еюже сниде

Бог», «лествица добродетелей»);

• История Иосифа, Израиль в Египте, Моисей, Исход (КП: «целомудрие»,

«честность», «предательство», «социальное положение», «послушание и

непослушание власти», «любовь к своему народу», «призвание Божие»,

«Неопалимая Купина», «имя Божие», «Пасха ветхозаветная и Пасха

новозаветная»);

• Синайский Завет (КП: «Закон», «Завет», «религия»);

• Заповеди Десятословия (КП: «единобожие», «верность Богу»,

«идолопоклонство», «иконопочитание», «божба», «праздник»,

 «почитание родителей», «жизнь», «смерть», «убийство», «целомудрие»,

«брак», «семья», «прелюбодеяние», «собственность», «воровство»,

«истина», «ложь», «великодушие», «зависть»).

• Судьи;

• Пророки (КП: «предсказание», «пророчество» и «лжепророчество»).

• Цари (КП: «как все народы», «помазанник Божий»);

• Вавилонский плен, пророк Даниил и три отрока, возвращение из плена,

восстановление Храма, самаряне (КП: «что имеем не храним, потерявши

– плачем», «чистота веры», «синкретизм», «экуменизм»,

«толерантность»);

• Пресвятая Богородица – Рождество Пресвятой Девы, Введение во Храм,

Благовещение;

• Рождество Христово (КП: «вертеп», «волхвы»); второй и третий члены

Символа веры (КП: «Сын Божий», «Сын Человеческий», «Мессия»,

«Христос», «рождение» и «сотворение», «единосущие»,

«боговоплощение», «Богочеловек», «Приснодева»);

• Иоанн Предтеча (КП: «покаяние», «верность истине», «мужество»,

«обличение»);

• Проповедь Спасителя: молитва Господня, заповеди, главная заповедь,

«золотое правило» нравственности, притчи, пророчества, символические

действия, чудотворения;

• Тайная вечеря (КП: «Таинство», «Евхаристия», «причащение», «Тело и

Кровь Христовы», «Церковь – Тело Христово», «в суд и осуждение»,

«предательство», «малодушие», «подставить щеку»);

• Крестная смерть Спасителя; четвертый член Символа веры (КП: «страсти

Христовы», «жизнь биологическая» и «жизнь вечная», «смерть тела» и

«смерть души», «погибель», «смертию смерть поправ»);

• Воскресение Христово; пятый член Символа веры (КП: «воскресение»,

 «сущим во гробех живот даровав»);

• Вознесение Господне; шестой и седьмой члены Символа веры (КП:

«одесную Отца»);

• Восьмой член Символа веры;

• Пятидесятница; девятый член Символа веры (КП: «Церковь», «единство

духовное», «единство евхаристическое», «общество призванных»,

«святость», «народ святой», «Новый Израиль», «соборность»,

«апостоличность»);

• Десятый член Символа веры (КП: «Таинство крещения»);

• Одиннадцатый и двенадцатый члены Символа веры (КП: «всеобщее

воскресение», «вечная жизнь»).

2. Общецерковная история и история РПЦ.

• Распространение христианства от Иерусалима до Рима;

• Эпоха гонений (КП: «мученичество», «исповедничество»,

«страстотерпчество», «отступничество»);

• Эпоха Вселенских Соборов (КП: «догмат», «ересь», «раскол»);

• отпадение Римской Церкви, зарождение и распространение

протестантизма;

• Христианизация Руси, старообрядческий раскол, синодальная эпоха,

советская эпоха гонений на веру.

3. Основы литургики.

• Молитва (наизусть «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»);

• Устройство храма;

• Иконопись;

• Богослужебные круги;

• Богослужебные книги;

• Духовенство и миряне, монашество; священно- и церковнослужители;

• Тропарь, кондак, стихира (наизусть тропари Пасхи, Кресту и своему

святому);

• Канон, акафист;

• Вечерня и утреня, богослужебные часы;

• Литургия.

Ожидаемые результаты

Ребенок по окончании 1-й ступени II-й возрастной категории:

• знает наизусть Символ веры и умеет кратко объяснить смысл каждого

его члена;

• понимает, что Богу следует доверять как любящему Отцу и

Промыслителю; может привести примеры доверия Богу из Житий

святых, светской литературы и из повседневной жизни;

• знает и вкратце может рассказать житие святого, имя которого носит;

• имеет навык личной молитвы и церковной, знает наизусть: 1) молитвы

«Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», Ангелу Хранителю; 2) тропари

Пасхи, Кресту и своему святому;

• понимает смысл богослужения как такового и его ключевых моментов;

• знает главную заповедь и понимает ее;

• понимает, что евангельская мораль – основа не только личной, но и

семейной, и церковной, и общественной жизни;

• умеет оценивать свои поступки и происходящие вокруг него события с

христианских позиций.

2-я ступень

(11 – 16 лет)

Вышеупомянутая цель обучения предусматривает на 2-й ступени II-й

возрастной категории формирование следующих понятий и представлений:

• Божественное Откровение и формы его сохранения;

• сотворение (бара) и созидание (аса);

• Закон, Завет и религия;

• молитва, богослужение;

• образ и подобие Божие;

• добродетель;

• вера, надежда, любовь;

• грех, проклятие и смерть;

• спасение;

• заповедь;

• истинное и ложное богопочитание, единобожие и многобожие;

• идолопоклонство;

• праздник;

• иерархия;

• жизнь;

• убийство;

• блуд, прелюбодеяние;

• воровство;

• ложь;

• зависть;

• блаженство;

• смирение;

• спасительный плач;

• кротость;

• правда;

• милосердие;

• чистота сердца;

• мир и миротворчество;

• мученичество, исповедничество и страстотерпчество;

• радость во Христе.

На данном этапе разнородные учебные компоненты так же

объединяются в составе единого курса Закона Божия и преподаются,

чередуясь, в рамках двух следующим образом объединенных академических

часов:

1. а) Священная История Нового Завета;

б) Катихизис.

2. а) Общецерковная история и история РПЦ;

б) Основы литургики.

Темы

• Домостроительство спасения человеческого рода (повторение материала

1-й ступени со всеми КП на более сложном уровне: сотворение мира и

человека, грехопадение, обетование Спасителя, понятие Завета и его

этапы, линия истинного богопочитания, Синайский Завет, понятие

Закона, заповеди Десятословия, пророки, Пресвятая Богородица,

Боговоплощение, новый и вечный Завет во Христе);

• Главная заповедь Закона;

• Нагорная проповедь (особое внимание Заповедям Блаженств и

«Золотому правилу»);

• Притчи о мытаре и фарисее, блудном сыне, страшном суде, милосердном

самарянине;

• Молитва Господня;

• Чудеса Господни;

• Преображение Господне:

16

• Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, страдания и крестная

смерть Спасителя;

• Воскресение Христово;

• Пятидесятница – день рождения Церкви;

• Апостольская проповедь;

• Мученичество и исповедничество эпохи гонений;

• мужи апостольские, апологеты, святые Отцы и Учители Церкви;

• Формирование догматического учения в эпоху Вселенских соборов;

• Христианизация Руси, старообрядческий раскол, синодальная эпоха,

советская эпоха гонений на веру;

• единобожие и троичность;

• одна ипостась и две природы;

• иконопочитание;

• богослужение;

• богослужебные круги;

• Пасха, двунадесятые, великие и престольные праздники;

• храм, его устройство и символика;

• церковно- и священнослужители;

• православные ритуальные действия (крестное знамение, поклоны,

благословение, каждение и др.).

Ожидаемые результаты

Ребенок по окончании 2-й ступени II-й возрастной категории:

1. Знает наизусть и умеет разъяснить:

• Заповеди Десятословия;

• Заповеди Блаженств;

• молитву Господню;

• «Золотое правило» нравственности в обоих аспектах.

2. Способен рассказать и объяснить:

• наиболее значимые события и понятия Библейской истории: сотворение

мира и человека, понятие греха и грехопадение, обетование Спасителя, понятие Завета и его этапы, линия истинного богопочитания, Синайский Завет, понятие Закона, пророки, Боговоплощение, Крещение, Нагорная проповедь, чудотворения Спасителя, Тайная вечеря, страдания, смерть и Воскресение Господни, Вознесение, Пятидесятница, апостольская проповедь от Иерусалима до Рима;

• наиболее значимые периоды и события общецерковной истории: епоха гонений, мужи апостольские, апологеты, свв. Отцы и Учители Церкви, миланский эдикт св. Константина Великого, Вселенские Соборы, отпадение Римской Церкви, зарождение и распространение протестантизма;

• наиболее значимые периоды и события истории РПЦ: предание о проповеди апостола Андрея, происхождение праздника Покрова Пресвятой Богородицы, крещение Руси при св. равноап. князе Владимире, синодальная эпоха, период атеистических гонений в советскую эпоху.

3. Знает, понимает и способен изложить:

• важнейшие догматические истины о троичности Лиц и двуединстве

природ во Христе;

• важнейшие моменты богослужения;

• устройство храма;

• смысл иконопочитания;

• содержание праздника Пасхи;

• содержание великих и двунадесятых праздников;

• содержание престольного праздника;

• иерархическое устройство Церкви;

• смысл ритуальных действий, принятых в Православной Церкви.